|

Пирамиды и храмы.
Есть основания полагать, что превращение усложненной мастабы в
ступенчатую пирамиду было осуществлено царем Джосером и его
зодчим Имхотепом. Позже цари III и
IV
династий предприняли попытки изменить конструкции пирамид в ином
направлении. Особенно примечательны пирамида в Дахшуре с иным
углом наклона боковых граней и пирамида в Медуме с более
крутыми, чем у пирамиды Джосера, ступенями, позже перестроенная
в настоящую пирамиду, но возведенная столь неудачно, что ее
грани теперь совершенно разрушены. Фараон Снефру, основатель
IV
династии, задумал и возвел первую подлинную пирамиду, а его сын
Хеопс – величайшую из всех пирамид.
Подобно тому как мастаба имела ложную дверь,
обращенную на восток, культовая молельня в царских пирамидах
располагалась также в восточной части. К эпохе IV династии она
превратилась в храм сложной планировки с украшенным колоннами
двором, обширным залом, по периметру которого находились статуи
фараона, культовыми помещениями и главным святилищем, обращенным
к пирамиде. Этот храм при пирамиде соединялся длинным крытым
проходом, идущим в восточном направлении вплоть до границы
пустыни и возделываемых полей, во время ежегодных разливов Нила
покрытых водой. Здесь у самой кромки воды находился нижний,
«долинный» храм с культовыми помещениями. Сюда на лодках в
половодье доставляли продукты и все необходимое для отправления
заупокойного культа фараона. По крытому проходу их относили в
храм при пирамиде и предлагали фараону, дух которого (ка) мог
покидать саркофаг, чтобы вкушать приготовленные яства.
Долинный храм Хефрена – простое, лишенное
украшений, но массивное сооружение из огромных прямоугольных
гранитных блоков – до сих пор стоит рядом с великим сфинксом с
лицом самого фараона.
Строгое величие архитектуры эпохи IV династии
было отвергнуто последующими правителями, которые строили свои
пирамиды и храмы в Абусире. Нижний храм фараона Сахура был
украшен изящными гранитными колоннами в форме стволов финиковой
пальмы. Стены храма покрывали барельефы, на которых фараон
изображен победителем своих поверженных врагов – азиатов и
ливийцев. Заупокойный храм при пирамиде, также имеющий крытый
подход, многократно превосходит размерами и величием аналогичные
сооружения предшествующих фараонов. Использование камня
контрастных цветов – известняка, базальта, алебастра – усиливает
впечатление от великолепных раскрашенных рельефов, покрывающих
его стены. Здесь представлены: сцены триумфа фараона над
побежденными врагами и их беспомощными женами и детьми;
правитель, занятый рыбной ловлей и охотой на птиц или стреляющий
в антилопу, газелей и других животных; отплытие торгового флота
в составе 12 морских судов в страны Восточного Средиземноморья и
его возвращение; божества провинций, совершающие заупокойные
приношения фараону.
Примечательной особенностью этого храма
является сложная дренажная система из медных труб протяженностью
более 320 м. Она проложена под полом храма и выведена наружу,
причем стекала по ней не дождевая вода с крыши (хотя здесь
имелось специальное устройство и для этого), а отходы от
ритуально нечистых культовых церемоний, которые требовалось
удалять за пределы священного пространства.
О великолепных достижениях строителей храмов
эпохи Древнего царства можно судить лишь по отдельным фрагментам
строений. Архитекторы той поры демонстрируют поразительный
уровень владения техническими приемами обработки самых твердых
пород камня. Между тем царские зодчие последующих времен
предпочитали строить из более мягкого материала и из блоков
меньшего размера.
|