|

|
Стелы и мастабы.
Архитектурные
сооружения из камня предназначались только для умерших и
для поклонения богам. Древнейшие из сохранившихся
человеческих захоронений свидетельствуют, что египтяне
делали продовольственные запасы для загробной жизни.
Усыпальницы времен I
и II династий, независимо от того, принадлежали они
царям или рядовым общинникам, строили из кирпича-сырца и
дерева, хотя некоторые их элементы уже выполнялись в
камне. Например, из гробниц фараонов
I
династии в Хелуанском некрополе известны каменные плиты
(стелы), которые вмуровывали лицевой стороной вниз в
потолок камеры над погребением. На этих стелах вырезали
примитивное выпуклое изображение умершего, его имя и
титулы, основные продукты питания, сосуды с напитками и
иероглифические подписи к ним. Такой обычай был явно
связан с представлением, что весь этот набор сохранится
и после того, как истлеют продукты, положенные в могилу,
а тело владельца усыпальницы превратится в прах.
Увековечивание в нетленном камне рассматривали как
магическое средство, обеспечивающее вечное бытие
умершему и необходимые ему средства существования.
Вскоре каменные стелы стали помещать в стены усыпальниц,
они обрели более крупные размеры и более разнообразные
формы, постепенно превратившись в «ложные двери» в
западной стене гробницы. Считалось, что усопший,
изображенный над притолокой, будет выходить через эту
дверь из погребальной камеры, чтобы отведать яства,
которые будут регулярно приносить в гробницу его
родственники, и потому на панели ложной двери были
написаны их имена и изображены их фигуры.
В эпоху III и IV династий строили каменные пирамиды
для фараонов. Вокруг них рядами размещались
гробницы-мастабы, которые правители дарили своим высшим
сановникам и приближенным. Мастабы имели многочисленные
помещения, при V династии их насчитывалось до сотни. Они
были богато украшены рельефами, воспроизводящими
прижизненные деяния владельца усыпальницы, в том числе
исполнение должностных обязанностей, а также формы
проявления царского благоволения.
Типичная мастаба состояла из вертикальной шахты в
скальной породе, часто глубиной до 15–30 м, ведущей в
погребальную камеру. Аналогичная усыпальница строилась и
для жены усопшего. Наземное сооружение представляло
собой прочную постройку из тесаного камня, к которой
вначале пристраивали обращенную на восток молельню с
ложной дверью в западной стене. Со временем молельня
приобретала все большие размеры и была включена в
каменное наземное сооружение. Оно было разделено на
несколько культовых помещений, стены которых украшали
рельефами, призванными обеспечить владельца усыпальницы
всем необходимым в загробной жизни. Одно или несколько
расположенных в глубине помещений (они называются
сердабы) узкими проемами в каменной кладке соединялись с
залами, доступными для посещения живых, в которых, как
правило, находились статуи усопшего. Некоторые из этих
статуй представляют великолепные портретные изображения,
причисляемые к высшим достижениям скульптуры эпохи
Древнего царства. |
|