Древнее
царство.
Начало эпохи
Древнего царства связывают с восхождением на
трон ок. 2780 до н.э. первого фараона
III
династии Джосера. Она ознаменовалась необычайно
быстрым развитием архитектуры. В эту пору творил
известный зодчий Имхотеп, с именем которого
связано сооружение в Саккаре первой гигантской
ступенчатой пирамиды. Она окружена каменной
стеной, внутри которой находится обширный
заупокойный комплекс – древнейшие возведенные
человеком каменные постройки.
Полтора столетия разделяют
пирамиды Джосера и Хеопса (Хуфу). В истории
Египта это был период стабильности,
благоденствия и могущества. Новшества в
архитектуре продолжались, и их кульминацией
явилась Великая пирамида, построенная в Гизе ок.
2560 до н.э. и предназначавшаяся для захоронения
фараона Хеопса. Эта пирамида – крупнейшее
архитектурное сооружение Древнего мира (высота
–147 м, а весь комплекс занимает пространство в
5,3 га; колоссальные известняковые и гранитные
блоки, из которых построена пирамида, иногда
достигающие в длину 6 м, плотно подогнаны друг к
другу). Немногим уступают ей пирамиды преемников
Хеопса – Хефрена (Хафры) и Микерина (Менкаура).
Члены царской семьи и знатные
вельможи имели собственные усыпальницы,
расположенные рядами около пирамид правителей
Древнего царства. В украшении этих гробниц
достигла расцвета рельефная скульптура, впервые
появившаяся еще в додинастический период. В
мастабах часто устанавливали статуи усопших.
В начале правления VI династии
для фараона Униса при сооружении его пирамиды
было введено новшество: на ее внутренних стенах
были вырезаны многочисленные иероглифические
надписи, известные под названием Текстов
пирамид. Они составлялись на протяжении
нескольких столетий и содержат ритуальные
тексты, связанные с погребением фараона, а также
с продолжением его царствования и могущества в
потустороннем мире. Эти тексты представляют
бесценный источник сведений о религии Древнего
Египта. Их копии имеются в пирамидах последующих
правителей VI династии, а также – с
добавлениями, разъяснениями, изменениями и
искажениями – в гробницах частных лиц на
протяжении всего династического периода.
Из-за скудости источников
конкретные сведения о социальной структуре эпохи
Древнего царства немногочисленны. Возможно,
вплоть до IV династии фараон был главным, если
не единственным землевладельцем. Высшие
придворные должности обычно занимали члены семьи
фараона. Для управления требовалось множество
сановников и писцов, что привело к формированию
невероятно многочисленного и сложно устроенного
государственного аппарата. Наиболее важные
должности стали практически наследственными, но
на протяжении долгого времени оставались под
жестким царским контролем. Некоторые должностные
лица, не принадлежавшие к родственникам фараона,
носили титул «сын царя» исключительно благодаря
своим государственным функциям.
Фараоны
VI
династии строили многочисленные храмы как в
Верхнем, так и Нижнем Египте. Кроме того, Пиопи
I
(ок. 2400–2375 до н.э.) предпринял военные
походы на Синайский п-ов, в Палестину и Нубию.
Его сын Пиопи II (годы правления с 2287 по 2193
до н.э.) также организовал поход в глубь Нубии и
направил торговые миссии в страну Пунт.
Чрезмерная централизация власти и налоговый
гнет, придавивший земледельцев, вызвали мятежные
настроения среди знати и всеобщее недовольство
населения. Правители провинций, прежде бывшие
верными подданными фараона, стали проявлять
значительную самостоятельность. Они перестали
строить свои усыпальницы по соседству с
пирамидами фараонов и предпочитали находить
упокоение в гробницах, вырубленных в скалах близ
собственных резиденций. |