Объединение общин.
Судя по некоторым
находкам из могильников,
относящихся к культурам
энеолита, особенно по
символам на моделях
лодок и других
предметах, можно
предполагать весьма
раннее формирование
общинного сознания.
Именно в это время,
вероятно, сформировалась
концепция «божества
города»; ей было суждено
пережить многие этапы
развития египетской
теологии.
Когда
древние египтяне для
добывания пропитания
помимо охоты освоили
земледелие, они
столкнулись с
необходимостью
регулирования водного
режима Нила. С конца
июля до конца октября
вследствие его ежегодных
разливов вся долина
вплоть до кромки пустыни
покрывается водой,
насыщенной плодородным
илом. Проводить сев в
этот период было
невозможно, а предыдущий
урожай требовалось
собрать до начала
половодья. Кроме того,
по окончании паводка
дожди, столь необходимые
для посевов, уже не
выпадали.
Такой
режим увлажнения был
характерен для всего
Древнего Египта. Поэтому
в регулировании речного
стока было
заинтересовано все
население. Объединенными
усилиями были проложены
каналы, сооружены дамбы
и осушены болота для
расширения посевных
площадей.
Таким
образом, образование
египетских провинций
исторической эпохи
(номов) уходит корнями в
додинастическое время, и
потому неудивительно,
что некоторые знаки,
идентичные символам
номов, мы находим на
изображениях лодок,
украшающих герзейские
сосуды.
Процесс
объединения
распространялся не
только на группы общин,
составивших тот или иной
ном. Общие интересы
появлялись у
соседствующих номов;
складывались небольшие
царства, причем царем в
каждом случае становился
сильнейший из вождей
объединившихся номов.
|