
 |
НАГРУДНОЕ УКРАШЕНИЕ в виде скарабея. | |

Живопись и скульптура.
Рельефы.
Росписи получили
широкое распространение еще при изготовлении герзейской
керамики, декор которой, имеющей преимущественно
светский характер, включает изображения лодок, растений,
зверей и птиц и изредка людей. Древнейшие образцы
рельефной скульптуры появились немного позже – на
сланцевых пластинах, служивших для растирания весьма
популярной черной краски для подводки глаз. В дальнейшем
росписи и рельефная скульптура превратились в тесно
связанные между собой виды искусства. В усыпальницах и
храмах времени правления IV, V и VI династий эти
искусства достигли высокого уровня развития. Все рельефы
эпохи Древнего царства были раскрашены, а росписи на
плоской, лишенной вырезанного изображения поверхности
еще долгое время выполнялись сравнительно редко.
Хотя сюжеты рельефов в гробницах Древнего царства,
как и росписи на керамике предшествующей эпохи, имеют
светское содержание, их назначение несомненно связано с
религией. На них представлены сцены земледелия (пахота,
сев, жатва, молотьба, засыпка зерна в хранилища),
скотоводства, охоты и т.д., и все они были предназначены
для того, чтобы обеспечить владельцу усыпальницы вечное
приобщение к этим занятиям в загробной жизни. К эпохе
Нового царства искусства росписи и рельефа разделились,
и ряд фиванских гробниц украшен живописью по гладкой
белой штукатурке, нанесенной на известняковые стены.
Техника рельефа теперь применялась лишь в тех
усыпальницах, которые вырубались в высококачественном
известняке – в царских гробницах Долины царей и в храмах
различных богов. До эпохи правления Рамессидов росписи
фиванских гробниц отличались крайним стилистическим и
сюжетным разнообразием и всесторонне отображали
повседневную жизнь египтян. Позже произошло вырождение
этого вида искусства, превратившегося в обычные
«виньетки», заимствованные из папирусных свитков
Книги мертвых и почти не связанные с личностью
заказавшего их владельца усыпальницы.
Наиболее искусные образцы египетской рельефной
скульптуры появляются во время правления фараона
Сенусерта (Сесостриса)
I
из XII династии. Не
уступают ему и украшения поминального храма царицы XVIII
династии Хатшепсут, живописно расположившегося на трех
террасах в Дейр-эль-Бахри. Здесь находятся некоторые из
самых грандиозных по замыслу египетских рельефов: сцены,
воспроизводящие экспедицию в Пунт, доставку двух
обелисков в Карнак и историю божественного рождения
Хатшепсут. Храмовые рельефы эпохи Древнего царства, хотя
и не менее монументальные, сохранились лишь
фрагментарно. Первым, кто запечатлел на стенах храма
свои военные победы, был Сети
I.
Подобные сюжеты становятся также темой рельефов Рамсеса
II и Рамсеса III. Стены храма последнего, если не по
стилю исполнения, то по тематическому разнообразию,
являются вершиной египетской рельефной скульптуры.
|
Скульптура.
Круглая скульптура
уходит корнями в глубокую древность, поскольку выросла
из изготовления кремневых орудий путем оббивки и из
вырезания бусин и других украшений. Возможно,
создателями примитивных глиняных статуэток были первые
гончары эпохи древнейших культур, о чем свидетельствуют
женские фигурки из захоронений бадарийской культуры. Из
кости, в том числе слоновой, вырезали фигурки птиц и
зверей, главным образом для украшения гребней. Их же
изображали на повсеместно распространенных сланцевых
пластинах. Неизбежный распад тела человека после его
смерти, утрата его индивидуальности вследствие
исчезновения материального облика породили древнейшие
надгробные статуи. Даже будучи предельно примитивными,
они навечно запечатлевали личность погребенного,
поскольку на статуе вырезали надпись с его именем.
Несмотря на совершенствование скульптуры, позы
изображенных и стиль, сформировавшийся в начале
династического периода, с минимальными изменениями
преобладали на протяжении всей истории Древнего Египта.
Статуи всегда предназначались для фронтального
восприятия. Особое внимание в ущерб прочим элементам
скульптуры уделялось лицу; оно всегда имеет
бесстрастное, величественное, холодное, спокойное
выражение. Тем не менее в некоторых случаях ему
придавались в высшей степени индивидуальные черты.
Таковы скульптурные изображения вельможи Хемиуну (Пелицеус-музей
в Хильдесхайме в Германии) и царевича Анххафа (Музей
изящных искусств в Бостоне). Обе скульптуры, относящиеся
к эпохе IV династии, поражают своим совершенством.
Высочайшее мастерство достигнуто в статуях фараонов XII
династии Сенусерта (Сесостриса) III и Аменемхета III. От
эпохи XVIII династии остались изображения царицы
Хатшепсут и фараона Тутмоса III.
Искусство Амарны.
Кульминация в развитии реалистической скульптуры, как
рельефной, так и объемной, приходится на период
правления Эхнатона, фараона XVIII династии. Его отказ от
прежних традиций затронул не только религию, но и
искусство. Впервые излюбленной темой монументального
искусства стали бытовые сцены из семейной дворцовой
жизни. Эхнатон, проповедовавший «правду» в своем
религиозном учении, неукоснительно требовал, чтобы его
собственную нескладную и уродливую фигуру воплощали без
всякой идеализации. Большинство скульптурных и
живописных произведений эпохи его царствования отмечено
высоким уровнем оригинальности и одновременно верностью
натуре.
Уникальное собрание царской погребальной утвари,
обнаруженное в гробнице зятя Эхнатона, Тутанхамона,
демонстрирует искусство амарнского периода во всем его
блеске. Ложа и троны, ювелирные изделия и личные
украшения, включая царскую диадему, светильники и
безделушки, колесницы и конская сбруя, луки и стрелы,
кинжалы и дротики, одежда и сундуки для ее хранения,
посохи, опахала, косметические сосуды, письменные
принадлежности и игральные доски, богато орнаментированы
золотом и полудрагоценными камнями. Они дают
представление о роскоши и изысканности вкуса на исходе
амарнского периода. |
|
|