Фивы.
Следующим периодом
расцвета египетской архитектуры было время правления XII
династии, религиозная столица которой находилась в
Фивах. Сооружения той эпохи не сохранились в
первозданном виде, за исключением храмового комплекса на
восточном берегу Нила в Карнаке. Это прежде всего
молельня из белого известняка, относящаяся ко времени
правления фараона Сесостриса
I.
Отдельные детали это комплекса были обнаружены в кладке
третьего пилона, возведенного Аменхотепом III в эпоху
XVIII династии. Этот фараон, используя упомянутую
молельню в качестве каменоломни, невольно сохранил для
потомства архитектурную жемчужину, своей ценностью
намного превосходящую любую из грандиозных построек,
воздвигнутых им в стремлении к державному величию.
Поскольку фараоны XVIII династии стали вырубать для
себя потайные усыпальницы в Долине царей близ Фив, им
пришлось разделить свои заупокойные храмы
(соответствующие храмам при пирамидах эпохи Древнего
царства) и сами гробницы. В это время в архитектуре
сложился новый стиль, и все заупокойные храмы следуют
единому типу. Они состоят из пилона – внушительного
входного сооружения в виде двух башен с соединяющим их
порталом, ведшего в частично открытый двор с колоннадой
по северной и южной сторонам. Вход через второй пилон
открывал доступ в следующий двор с колоннадой – своего
рода зал для празднеств в честь богов, за которым
следовало несколько гипостильных залов. Вокруг них по
периметру располагались культовые помещения,
сокровищницы, лавки для продажи употреблявшихся в
ритуалах священных предметов, залы для подготовки
жертвоприношений и молельни, в которых помещались
изображения богов. Буквально каждый квадратный метр
храмовых стен внутри и снаружи был покрыт раскрашенными
рельефами, прославляющими войны и иные деяния фараонов,
повседневные храмовые ритуалы и крупные религиозные
праздники. Иероглифические надписи повествуют о подвигах
царей и об их приношениях богам. Заупокойный культ,
которому были посвящены такие храмы, имел целью служение
находящемуся в удаленной скальной усыпальнице фараону.
Ряд царских заупокойных храмов протянулся с севера на
юг вдоль кромки пустыни западнее Фив. Каждый из них был
посвящен культу одного из правителей, погребенных в
Долине царей. Позади храмов находятся вырубленные в
известняке гробницы знати.
В Карнаке на протяжении примерно 2000 лет создавался
комплекс сооружений главного государственного храма,
посвященного царю богов Амону-Ра. В настоящее время он
представляет собой ряды колонн, развалины пилонов,
опрокинутые каменные блоки; монументальные обелиски
(монолитные каменные столбы) с многочисленными
иероглифическими надписями. Некоторые из раскрашенных
рельефов очень хорошо сохранились, другие потеряли
первоначальный облик, а третьи обратились в прах. Каждый
фараон стремился соорудить пилон, колоннаду, портал,
зал, обелиск либо оставить иероглифическую надпись со
своим именем и титулом во славу великого бога египетской
державы, но в первую очередь увековечить самого себя. В
эпоху правления Рамсеса II был завершен Большой
гипостильный зал со 134 колоннами.
Ансамбль храмов в Карнаке протяженностью более 1 км
соединен аллеей сфинксов с храмом в Луксоре с его
фантастической колоннадой – созданием Аменхотепа III – и
с гигантским пилоном, сооруженным Рамсесом II в память о
войнах, которые он вел в Азии.
Значительно выше по течению Нила, в Абу-Симбеле
Рамсес II построил невероятных размеров храм. Это
оригинальное сооружение вырублено в скале, а его двор и
культовые помещения выстроены из песчаника. Снаружи
находятся вытесанные из скальных монолитов четыре
колоссальные статуи сидящего Рамсеса II. |